Храм Преображения Господня в Рогоже

Село Рогожа — одно из древнейших на Селигере — появилось у истока речки Селижаровки не случайно. Для одних тут заканчивался озерный участок нелегкого «серегерского пути». Для других Рогожа становилась преддверием желанной новгородчины. Тут же возник небольшой женский монастырь — Пелагеина пустынь, основание которого литературные источники прошлого столетия относят к концу XV века, то есть к тому времени, когда эти земли принадлежали волоцкому князю Борису Васильевичу. В смутные годы польско-литовского нашествия пустынь, видимо, была полностью разорена. До конца XVII века она оставалась очень бедной: «И по тем де Нашим грамотам воеводы Наши земли не отмежевали и Игуменья де Ираида голодною смертью умерла, а они де (монашенки — А. Г.) ныне скитаются меж дворов и помирают голодною смертию», — записано в жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Пелагеиной пустыни. Но и после этого положение монастыря не улучшилось. Опись второй половины XVII века вновь сообщает о его бедственном положении: «А в нем церковь Преображения Спасова древян клетцки. На монастыре три кельи, а в них живут старицы… питаются Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровича и всея Руси жалованием, милостынными деньгами, а вотчины к тому монастырю нет».

Некоторое оживление наступило в 80-е годы XVII века, когда пустынь получила земли и монах Нилова монастыря старец Герман Лутохин, бывший до пострижения полковником и головою московских стрельцов Юрием Петровичем Лутохиным, на свои средства построил деревянную церковь. В 1694 году в Пелагеиной пустыни строится другая деревянная церковь, но вплоть до середины XVIII века никакого каменного строительства там не ведется. В 1756 году на месте второй деревянной церкви состоялась закладка каменной. Вначале была построена трапезная, освященная в 1758 году, а вслед за ней и сам храм. Но достраивали его после упразднения монастыря по указу Екатерины II в 1767 году. Живших в нем монахинь перевели в осташковский Знаменский монастырь, и церковь освящали в 1770 году уже как приходскую. Такое подробное знакомство со строительной историей рогожской церкви необходимо для того, чтобы можно было отчетливо представить, как развивались местные архитектурные традиции. Ведь закладка церкви состоялась примерно в одно время со строительством соборов в Житенном и Знаменском монастырях в Осташкове, а закончили ее тогда, когда была освящена городская Преображенская церковь и началось формирование нового центра Осташкова.

Храм Преображения Господня сохранился почти в первозданном виде. Церковь типа “восьмерик на двусветном четверике” увенчана торжественно-нарядным пятиглавием. С запада к храму примыкает трапезная с колокольней, с востока – граненая апсида. В декоре постройки развитые барочные формы причудливо сочетаются с воспоминаниями о сказочном “узорочье” XVII пека. Декоративное убранство выполнено с огромным мастерством. Объемы храма “огранены” спаренными пилястрами (от латинского “столб”), украшены филенками. Вырубленные из кирпича наличники окон не повторяются: наличники с кокошниками поверху и колонками но бокам, наличники фигурные, чисто барочного вида – с полуциркульными фронтончиками, более плоские, слитые с плоскостью стен. Рельефный, почти скульптурный, декор создает удивительную игру светотени на фасадах.

Двухъярусная колокольня середины XIX века уравновешивает своими спокойными формами праздничное великолепие храма. Дополняют убранство живописные крыльца с южной и северной сторон, перспективные порталы. Воссоздана тесовая кровля, луковичные главы покрыты чешуйчатым осиновым лемехом.

Храм использовался под экспозиции музея природы Селигера. Сейчас в храме проходят регулярные Богослужения.