О храме

Кравотынь — старинное село, центр некогда большой Кравотынской волости. Первое письменное упоминание о селе относится к 1478 году. Легенда связывает его название с золотоордынским нашествием на Русь.  У крестьян в Кравотыни исстари была церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В XVIII веке в селе было два деревянных храма. В 1791-1792 годах вместо них построили одну обширную каменную пятиглавую церковь, поставили новые иконы в иконостасах. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого отдельно стоящая колокольня оставалась деревянной.

Церковь в Кравотыни посвящена одному из главных праздников годового круга – Введению во храм Пресвятой Богородицы.  Этот праздник отмечается 4 декабря по новому стилю, в его основе  — событие из жизни Девы Марии – Ее торжественный приход в Иерусалимский храм и начало пребывания в храме. Священное предание повествует, что когда мать Пресвятой Богородицы, святая праведная Анна, услышала ангельское благовестие о рождении Дочери, она обещала посвятить Ее Богу. С этим согласился и отец Пречистой Девы – святой праведный Иоаким. И вот, в трехлетнем возрасте Марию привели в храм, где Ее встретил первосвященник Захария. Священное Писание повествует, что трехлетняя юная Отроковица легко преодолела восемнадцать высоких ступеней, ведших в Иерусалимский храм. После этого первосвященник Захария по откровению свыше ввел Пресвятую Деву Марию во Святая Святых, куда лишь первосвященник имел право входить один раз в год. После этого Пресвятая Богородица жила «как голубица» в Иерусалимском храме до совершеннолетия, проводя время в рукоделии и молитвах. Пищу ей приносил Ангел Господень. Часто Пресвятая Дева молилась во Святая Святых.

На Введение во храм Пресвятой Богородицы поется «Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет: днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует, с нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость» На Введение впервые начинают петь «Христос рождаетеся, славите».

Введенский храм состоит из летней и зимней церкви. Летняя церковь – высокий световой четверик, завершенный пятью главами.  К ней с запада примыкает невысокий зимний храм с тремя полукруглыми апсидами на востоке. Перед зимним храмом стоит колокольня, в которой находится вход в церковь.

Летняя церковь освящена в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. Зимняя имеет три престола: в честь пророка Илии, святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского. 

Кравотынский храм, построенный в конце XVIII века отличается по своему архитектурному решению от других современных ему, архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности.

Введенский храм возведен на невысоком фундаменте из камней-валунов. Под зданием находится подклет, где устроены амосовские печи, их тепло проходит внутри стен и столпов зимнего храма. Образцом для этой церкви послужили красивые и величественные соборы города Осташкова – Троицкий и Воскресенский, ориентиром для которых был Богоявленский собор Ниловой пустыни. Фасады церкви оштукатурены и покрашены в два цвета: голубой и белый. На северном и южном фасадах приделов имеются ложные окна, в одном из которых помещены изображения прославленных святых Верхневолжья – святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской и святого благоверного князя Михаила Тверского, во втором окне – преподобного Ефрема Новоторжского и святителя Арсения Тверского.

Колокольня, стоящая рядом с храмом построена позднее – в 20-е годы XIX века.  В основании ее четверик, над которым поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколоннами, а еще выше круглый ярус – резонатор, увенчанный высоким тонким  шпилем и маленькой главкой с крестом.

Введенский храм в Кравотыни – замечательное творение местных зодчих, которые смогли точно и гармонично увязать излюбленный мотив «дивного узорчья» архитектуры XVII века с новыми формами стиля барокко XVIII столетия. Такое смешение стилей – не неумение строивших выполнить задание в одном стиле: здесь явно поиск зодчим собственного пути в архитектуре.

Интерьер Введенского храма решен лаконично, строго и гармонично. Стены храма во второй половине XIX века были украшены настенной живописью, к сожалению, в настоящее время она не сохранилась.

До 1960-х годов, времени нового гонения на Русскую Православную Церковь в период правления Н.С. Хрущева в Кравотынском храме сохранялись росписи, многие иконы и даже книги. В летнем храме находился редкий по красоте деревянный резной с позолотой иконостас. Искусствоведы утверждают, что этот иконостас был лучшим не только в Селигерских землях, но и во всех областях Северного Поволжья – от Твери до Ярославля. Иконостас установили сразу после строительства храма, позднее он не менялся. Сейчас в храме сохранилась лишь верхняя его часть. Иконостас летнего Введенского храма, выполненный местными резчиками, свидетельствует о высоком художественном вкусе  и профессионализме провинциальных мастеров – это выдающееся произведение церковных художеств России конца XVIII века. В 1960—е годы фрагменты иконостаса Кравотынского зимнего храма, включая Царские врата, были вывезены в Осташковский краеведческий музей.

Введенский храм в XX столетии повторил судьбу тысяч святынь нашего Отечества.  Он был закрыт в 1930-е годы, обречен на разорение и разрушение. Кресты сбиты, кровля протекала, окна выбиты, во многих местах разрушена кирпичная кладка стен, разобраны полы, уничтожены настенные росписи, иконы, иконостасы. В 1970-е годы Введенский храм получил статус памятника архитектуры.  Были проведены работы по его консервации: заложены окна, двери и т.п. , что должно было предотвратить проникновение случайных людей в здание храма. Но варварское разрушение Введенской церкви продолжалось. В 2001 году Введенский храм в селе Кравотынь был передан верующим. Все местные жители помогали восстанавливать храм, расчищали от мусора, выполняли самые различные работы. Храм был приведен в порядок: реставрированы фасады, установлены главы и позолочены кресты; в зимнем храме устроены новые, красивые иконостасы. В церкви находится резной образ прп. Нила Столобенского. Богослужение в храме началось 17 мая 2001 года, первая Литургия состоялась 2 августа того же года.

Статья основана на материале из книги Т.В. Барсегян «Святыни Селигера».